Последствия деятельности финансовых пирамид

02 июня 2017 Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Прокуратура города Кокшетау предупреждает об ответственности за создание и руководство (инвестиционной) финансовой пирамидой, а также за рекламирование ее деятельности.

17 января 2014 года принят разработанный Генеральной прокуратурой Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия деятельности финансовых (инвестиционных) пирамид».

Данным Законом определено понятие финансовой пирамиды, предусмотрены  уголовная ответственность за создание и (или) руководство деятельностью такой пирамиды (статья 217 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусматривает уголовную ответственность от 5 до 12 лет лишения свободы), а также административная – за рекламирование ее деятельности (статья 150 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

В то же время, на сегодня одними из основных причин участия населения в деятельности финансовых пирамид являются недостаток знаний в области финансово-кредитного законодательства, а также мотивации граждан к сбережению и инвестированию денег.

Под финансовой пирамидой понимается финансовая конструкция, которая представляет собой растущую во времени систему долговых обязательств, поддерживаемую все возрастающими во времени денежными поступлениями.

Всем известно большое количество финансовых пирамид, которые представлялись под теми или иными вывесками, и устройство которых на первый взгляд кажется очень разнообразным.

Однако всем финансовым пирамидам присущ общий характерный принцип, который также объясняет, почему все они в итоге рушатся.

Особенностью финансовых пирамид является то, что в ходе их работы денежные вклады участников просто перераспределяются. Другими словами, денежные средства, которые вкладывают участники в пирамиду, не участвуют в производстве товаров или услуг, и поэтому общее количество средств всегда остается равным суммарным вкладам инвесторов - меняются лишь владельцы средств. Это похоже просто на сбор денег в мешок, а затем - последовательную раздачу этих средств участникам игры по тем или иным правилам. Понятно, что все участники оказаться в прибыли от такой игры не могут: в лучшем случае все могут остаться при своих, но чаще пирамиды устроены так, что первые участники получают больше, чем вложили, и поэтому последним просто ничего не остается.

Финансовая пирамида обладает рядом особенностей, по которым ее можно отличить от легально действующей финансовой компании или банка.

Схема многоуровневых пирамид основана на том, что каждый новый участник пирамиды, новичок, сначала делает свой вступительный взнос.

Этот взнос сразу же делится между участником, пригласившим новичка, а также теми, кто пригласил пригласившего, т. е. более ранними участниками пирамиды. Затем, новичок должен пригласить еще двух или больше человек, вступительные взносы которых уже пойдут в его пользу и в пользу более ранних участников. Так продолжается из уровня в уровень.

Первым немногочисленным участникам организатор выплачивает высокие проценты дохода из своих личных средств, после чего обычно слухи о «работающей» схеме с отличной доходностью распространяются, и новые вкладчики сами идут к организатору. 

Финансовая пирамида под названием «схема» заканчивается по простой причине: каждый вкладчик ожидает получить больше, чем вложил.

Причины добровольного участия вкладчиков в деятельности сомнительных финансовых компаний во многом объясняются психологическими аспектами. Многие люди в силу своих убеждений склонны к совершению ошибок. Иногда они наотрез отказываются принимать явное, поскольку категорически убеждены в собственной правоте.

Очевидно, что немаловажную роль играет и жадность, свойственная значительной части населения. В данном случае действует правило: чем больше процент по вкладу, тем больше инвестор укрепится в желании вложить свои сбережения именно в эту компанию.
Таким образом, принятый законопроект способствует развитию финансового рынка, сокращению потерь денежных средств значительной части населения, а также повышению доверия граждан к финансовым инструментам.

 

                                                                старший прокурор отдела прокуратуры города Кокшетау

Кафизов М.